воскресенье, 26 апреля 2015 г.

Александр Родченко и советский фотоавангард



Александр Родченко – известнейший советский фотограф, стоявший у истоков советского авангарда, один из основоположников конструктивизма. Своими работами он задал новейшие стандарты рекламы и дизайна СССР, изменил сложившееся представление о фотоискусстве.

Александр Родченко родился в 1891 в семье прачки и театрального бутафора. Детство и юность будущего фотографа прошли в Казани. По настоянию отца после школы Родченко выучился на зубного техника и даже успел поработать по специальности.
Однако мечтал юноша о другом: в 1911 г. он поступает в Казанскую художественную школу, где вскоре знакомится с будущей женой, молодой художницей Варварой Степановой. В 1916 супруги переезжают в Москву и начинают учебу в знаменитой Строгановке.

Вскоре Александра Михайловича призывают в армию, до 1917 г. он служит завхозом санитарного поезда. После Февральской революции Родченко назначают секретарем московского профсоюза художников. Занятия живописью он совмещал с активной административной и преподавательской деятельностью, участвовал в крупных художественных и архитектурных выставках, оформлял декорации для театра и кино.

В начале 20-х годов Родченко делает первые шаги в фотографии. Молодой художник полностью очарован новым направлением искусства и быстро завоевывает репутацию новатора. Уникальные фотоколлажи авторства Родченко печатаются крупными советскими журналами. 

Варвара Степанова, двойная экспозиция
 Александр Шевченко, двойная экспозиция
Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ
Стереотипы. Из серии Очерк о газете
 По приглашению Маяковского он работает над иллюстрациями издания поэмы «Про это». В 1926 г. вместе с советским поэтом Александр Михайлович оформляет панно на стене Дома Моссельпрома.

Вскоре Родченко публикует свои первые ракурсные снимки. Фото зданий, снятых с верхней точки, обладали невероятной динамичностью. 

Балконы. Из серии Дом на Мясницкой
Двор. Из серии Дом на Мясницкой

Пожарная лестница. Из серии Дом на Мясницкой

 В начале 30-х гг. фотограф подвергся резкой критике за ряд портретных снимков, сделанных с нижнего ракурса крупным планом. Родченко обвинили в формализме, а лица изображенных пионеров назвали буржуйскими. Автор не оставался в долгу и в ответных публикациях выступил против устоявшейся скучной манеры съемки. Родченко настаивал на необходимости освоения новых ракурсов, поиска новых путей в фотоискусстве.

Пионер

Пионер-трубач

Пионер

Пионерка

В 30-е гг. Александр Михайлович работает фотокорреспондентом, снимает стройку Беломорканала, делает серии фото советских спортсменов и артистов цирка. Первые годы войны проходят в эвакуации в Пермской области. После войны Родченко возвращается к живописи, занимается оформлением выставок, работает над фотоальбомами.

За червями (Мальчики в лодке). Карелия
Море

Прыжок в воду
 
Нестандартный подход к творчеству не оставался без внимания недоброжелателей. Конфликт с коллегами и властью закончился в 1951 г. исключением фотографа из Союза художников. Восстановили Родченко только 3 года спустя, после смерти Сталина. Он умер в декабре 1956 г. от инсульта, похоронен на Донском кладбище Москвы.

1 комментарий:

  1. Интересно, каковы критерии, по которым лица относят к буржуйским?

    ОтветитьУдалить